Проблемы восприятия

27.10.2016


Отрицать проблемные ситуации, построенные на противоречиях процесса восприятия, — значит, отрицать саму жизнь, выхолащивать ее из учебного процесса. Для того чтобы это понять, нужно работать не научным сотрудником, а преподавателем. Многие же ученые считают возможным для себя преподавать только лишь потому, что они владеют предметом. Их дело — произнести высокие научные истины, остальное остается за студентом. Не понял? Значит, дурак. У меня создается впечатление, что эти ученые думают, будто они все знали всегда. В крайнем случае, сами придумали. Они не помнят, как учились сами, как ошибались, как иногда было тяжело от непонимания. Не может стать настоящим преподавателем человек, который забыл, как учился он сам.


Создавать проблемные ситуации, связанные с противоречиями процесса восприятия, можно только при условии, что преподаватель будет внимательным и вдумчивым наблюдателем, психологом, сумеет поставить себя на место обучаемого, взглянуть на мир его глазами. Здесь решающую роль играет одно из необходимых качеств преподавателя — уметь взглянуть на известный предмет «пустой» головой. Тогда окажется, что истина одна (преподаватели обычно только ее и видят), а неверных представлений о ней может быть много. И есть большая вероятность того, что они появятся также в головах студентов. Вот где необъятный простор для проявления педагогического мастерства — в разработке проблемных ситуаций, связанных с процессом восприятия. Если вы ведете активный образ жизни, обратите внимание на защищенные смартфоны. Они имеют ударопрочный корпус, который устойчив к различным механическим повреждениям.


Продвигаясь в русле проблемной ситуации, построенной преподавателем, обучаемые часто ошибаются. Но «на ошибках учатся», гласит народная мудрость. Готовая истина — это еще не истина. В основу истины всегда положены собственные ошибки. Выстраданные, пусть и без слишком глубоких коллизий или душевных конфликтов, знания делаются родными и прочными. Чем раньше человек поймет, что поиск — это всегда путь проб и ошибок, путь последовательных приближений, тем продуктивнее он будет работать. Я давно уже понял, что человека надо оценивать не по тому, сколько ошибок он совершил, а по тому, сколько ошибок он исправил. Ибо добытые нами результаты — это, как правило, плоды исправления наших ошибок. Гораздо полезнее преподавателю не избегать ситуаций, в которых обучаемые могут допускать ошибки, а учить их эти ошибки находить и исправлять. Так не лучше ли специально организовывать такие ошибки, на которых студент будет учиться наиболее продуктивно? Мы же часто пичкаем студентов «пережеванной манной кашей» и удивляемся, почему они несамостоятельны, неактивны и т.п.